Россия обеспечивает 10% потребностей США в электроэнергии
Владимир Смирнов — генеральный директор открытого внешнеэкономического акционерного общества «Техснабэкспорт», доктор экономических наук.
ОАО «Техснабэкспорт» является коммерческим агентом Минатома России по исполнению российско-американского соглашения ВОУ-НОУ, в рамках которого высокообогащенный оружейный уран из сокращаемых российских боеголовок перерабатывается в низкообогащенный уран и поставляется в США в качестве топлива для АЭС.
Вопрос: Сколько Россия получает от деятельности по соглашению ВОУ-НОУ? Как эти средства в дальнейшем расходуются?
В. Смирнов: За все время действия соглашения, реализация которого началась в 1994 году, объем валютных поступлений в Россию составил более 3 млрд долларов США. При этом ежегодные поступления в российский федеральный бюджет от деятельности по данной программе составляют не менее 500 млн долларов США. Из бюджета эти средства в дальнейшем расходуются на финансирование государственных программ по научным исследованиям, по конверсии оборонных производств, по технологическому перевооружению предприятий отрасли, а также на экологические программы очистки загрязненных территорий. Существует ряд нормативных актов, регулирующих поступление и расходование средств, проводятся регулярные проверки со стороны Министерства финансов и Счетной палаты Российской Федерации. На данный момент программа ВОУ-НОУ выполнена на одну треть.
Вопрос: В чем заключается заинтересованность американской стороны?
В. Смирнов: В США из России за все время действия соглашения было экспортировано топливо для АЭС, полученное из 160 тонн оружейного урана, то есть фактически было уничтожено 6 400 ядерных боеголовок. Если выразить эти цифры в энергетическом эквиваленте, то объем поставленного топлива составляет около 2 триллионов кВт/ч, достаточных для непрерывного «освещения» всей территории США в течение восьми месяцев. Россия в рамках контракта обеспечивает около половины потребностей США в ядерном топливе для АЭС. А ядерных энергоблоков в Америке — 102. Доля атомной энергетики в суммарной выработке электроэнергии в США составляет не менее 20%. Получается, что Россия обеспечивает 10% потребности США в электроэнергии.
Вопрос: В феврале Россия и США подписали дополнительное соглашение по ВОУ-НОУ. Чем вызвана необходимость его подписания?
В. Смирнов: Действительно, было подписано дополнительное соглашение с USEC (Обогатительная корпорация США — РБК) — исполнительным агентом с американской стороны по ВОУ-НОУ — сроком действия до 2013 г. В этом соглашении мы впервые определили минимальный гарантированный уровень дохода, не ниже изначально определенного при подписании контракта в 1994 году. При позитивной динамике цен на мировом рынке в ближайшие годы, к чему имеются все предпосылки, реальные доходы существенно превысят этот гарантированный уровень. Мы также установили действия обеих сторон при «форс-мажорных» обстоятельствах, подробно описали механизм ценообразования. Так что это соглашение обеспечит стабильный и прогнозируемый приток средств в российский бюджет, позволит в дальнейшем выполнять программу ВОУ-НОУ без опасения каких-либо срывов из-за ценовых разногласий. Соглашение также должно сбалансировать спрос и предложение на мировом рынке. Хочу заметить, что рынок ядерных материалов достаточно сдержанный, он не любит резких движений. Опасений по поводу каких-то коренных изменений ситуации сейчас нет. В случае, если они появятся, мы совместно с американской стороной скорректируем параметры контракта.
Вопрос: Как складывается цена на экспортируемое в США ядерное топливо?
В. Смирнов: В рамках соглашения ВОУ-НОУ ядерные оружейные заряды вывозятся с мест дислокации для переработки на крупнейших предприятиях атомной промышленности, расположенных в Сибири и Уральском регионе, — получается низкообогащенный уран, пригодный для атомных станций. Потом готовое топливо перевозится в российский порт — до этой стадии все операции финансирует российская сторона. Дальнейшую перевозку в Америку для производства топлива для какой-то конкретной станции оплачивает американская сторона — USEC. Как рассчитывается конкретная стоимость наших услуг? Основой нового механизма ценообразования являются котировки цен мирового рынка. Используются котировки, регулярно публикуемые тремя наиболее авторитетными международными агентствами. Цена по формуле пересчитывается ежегодно. Если бы существовала биржа ядерных материалов, некий консолидированный рынок купли-продажи — тогда все считалось бы просто. Пока же это довольно сложный процесс, в тонкостях которого разбираются немногие.
Вопрос: Куда направляется отработанное топливо с американских атомных станций? Каким образом США поставляют нам природный уран?
В. Смирнов: Отработанное ядерное топливо остается в Америке. Мы поставляем в США продукт существующих в России современных высоких технологий — ядерное топливо для АЭС, изготовленное путем переработки оружейного урана. Получается, что в стоимости каждого поставляемого в США килограмма уранового топлива фактическая доля услуг по переработке достигает 80—85%, и лишь оставшиеся 15—20% приходятся на «природную составляющую» НОУ. Объясняется это тем, что затраченное при производстве НОУ урановое сырье передается России американской стороной на своей территории. Примерно половина природного урана возвращается в Россию и направляется в хранилища для пополнения государственного запаса, вторую половину мы продаем с территории США на мировом рынке и все поступающие средства направляем в федеральный бюджет. За все время работы по соглашению в Россию из США было возвращено 18 тыс. тонн природного урана, что достаточно для удовлетворения сырьевых потребностей российской атомной энергетики в течение нескольких лет.
Вопрос: Как вы оцениваете конкурентоспособность России на мировом ядерном рынке?
В. Смирнов: Россия удерживает приблизительно 35% рынка ядерных материалов и обладает уникальными технологиями в этой области, которых нет практически ни у кого. Так что конкуренцию мы выдерживаем. Надо понимать: ядерный рынок — самый молодой в мире. Еще 35 лет назад его фактически не было. В то время создавался клуб ядерных держав. Действовали исключительно государственные программы, дотирующиеся из бюджета. В клуб ядерных держав входили Россия, Франция, Америка и Великобритания. Причем первоначальное развитие атомной энергетики было настолько интенсивным, что проблему с отработанным топливом на время отложили. Не было возможности ее решать, надо было догонять и перегонять, это стало вопросом стратегического значения.
Вопрос: Недавно в Москве прошла международная конференция по обращению с отработанным ядерным топливом. Как вы оцениваете итоги этой конференции?
В. Смирнов: Основной итог конференции — положено начало политического диалога между Россией и США, так как именно наши страны исторически являются основными игроками на рынке ядерного топлива. Проблема обращения с ядерным топливом с национального уровня вынесена на международный. Это особенно важно, если учесть суммарный объем накопленного в мире ОЯТ и тот факт, что технологиями по его эффективному хранению и переработке обладают только несколько стран, Россия в их числе. Кстати, прозвучала инициатива в следующий раз, через год, провести такую конференцию в Вашингтоне.
Вопрос: Переработка отработанного ядерного топлива действительно так выгодна для России?
В. Смирнов: На самом деле сегодня лишь четыре государства мира — Россия, Франция, Великобритания и Япония — решаются активно, вплотную заниматься переработкой ОЯТ. Три первые страны оказывают эти услуги на международной арене, но подходят к этому очень осторожно, в частности, потому, что из отработанного топлива можно производить плутоний — материал, критичный с точки зрения распространения ядерного оружия. Так что вопрос о переработке ОЯТ в промышленных масштабах рассматривается в большей мере теоретически. Сейчас мы не ввозим ОЯТ с реакторов зарубежной конструкции. Что касается ОЯТ из Болгарии и Украины, вырабатываемого на построенных Советским Союзом реакторах, — это старые соглашения и обязательства, которые никто не отменял. Но они никакого отношения к теперешней проблеме не имеют. Реально переработкой зарубежного ОЯТ можно будет заняться не раньше, чем через 7—10 лет. А пока надо думать о его хранении. Необходимо оценить объемы, разработать основные механизмы поставок, определить цену на услуги. Как тут можно оставаться в стороне, когда Россия является обладателем многолетнего опыта, уникальных технологий и квалифицированных специалистов в этой области? Ведь это новые возможности: развитие промышленности, приток инвестиций, новые рабочие места, развитие инфраструктуры, средства на научные исследования, решение экологических и социальных проблем, а также повышение конкурентоспособности России на мировом рынке свежего ядерного топлива.